Зал «Кабинет А.А. Бахрушина»
Кабинет Алексея Александровича Бахрушина, тесно заставленный множеством предметов и плотно увешанный картинами, представляет общеевропейские декоративные тенденции стиля findesiècle /букв.конец века. Употребляется в значении: Серебряный век /1890–1910/.
Экспозиция зала посвящена создателю музея –А.А.Бахрушину и его обширной, уникальной коллекции,призванной сохранить быстротечное искусство сцены.
В центре зала расположен письменный стол хозяина усадьбы. Только обычные счеты напоминают о том, что Бахрушины – это династия купцов, промышленников.Все остальные экспонаты, расположенные на письменном столе, говорят об увлечённости А.А. Бахрушина театром, о том, что коллекция – это, по его собственному определению, дело всей его жизни.
Здесь и пресс-папье для промоканиянаписанного чернилами текста, принадлежавшее корифею русской сцены, актёру Малого театра М.С. Щепкину, и перекидной календарь ученицы и последовательницы М.С. Щепкина, актрисы Г.Н. Федотовой, и бронзовые статуэтки балерин: неизвестная танцовщица стиля модерн, С. Фёдорова и А. Павлова.
Понимая, что для коллекционера нет незначительных предметов, А.А. Бахрушин собрал большую коллекцию балетных туфелек /обязательно тех, в которых балерина уже танцевала/. Балетное искусство – его особая страсть, поэтому есть карикатура, на которой Бахрушин изображён в балетной пачке и туфельках. Однако даже несколько туфелек в витрине, «представляющих» бахрушинскую коллекцию, и слепок с ножки балерины Марии Тальони рассказывают о том, как процесс уплотнения носочка балетной туфельки совершенствовал технику танца и открывал новые творческие горизонты.
Достойна внимания и представляемая часть коллекции зрительских трубочек и театральных биноклей, предназначенных для тех, кто располагался по другую сторону рампы.Некоторые из этих трубочек имеют свой секрет: полую часть, которая окольцовывает оптическое устройство. В эту трубочку-флакончик можно было всыпать специальную нюхательную соль – для того, чтобы привести зрительницу в чувство в случае, если на сцене происходило что-либо особенно волнующее или же вызвать слёзы, если зрительница хотела показать, что она сочувствует сценическим героям.
Фрагмент экспозиции, расположенный над витриной с балетными туфельками, посвящён персоналиям артистов балета. В центре – портреты балерин Е.Сапковской и Е.Телешевой, рядом изображение всемирно известной итальянской балерины М.Тальони, первой поднявшейся на кончики пальцев, открывшей романтическую тему в балете. Портрет мальчика, Ж.Петипа /«Танцемания»/,представителя просвещённой династии артистов балета и балетмейстеров, вводит нас в мир танца, которому начинают служить с детства и отдают всю свою жизнь, как сделал это знаменитый МариусПетипа, постановщик первых балетов на музыку П.И. Чайковского.
Портреты актёров, составивших славу русской сцены, представлены на экспозиции в работах выдающихся художников:Ореста Кипренского – портреты С.Ф. Мочалова и Н.С. Семёновой в роли Сивиллы Дельфийской;Карла Брюллова – портрет Е.Семёновой;Ильи Репина – портрет Н.В. Самойлова;Савелия Сорина – портрет Т.Карсавиной в роли Сильфиды.
С портрета К. Маковского на нас смотрит хозяйка этого дома – В.В. Бахрушина. Выйдя в юные годы замуж за создателя театрального музея, Вера Васильевна вносила в дело пополнения и совершенствования коллекции свой весомый вклад. То же можно сказать и о молодом поколении Бахрушиных Юрии и Кире.
Эскиз художника А.Роллера к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» позволяет нам хотя бы отчасти стать зрителями первой постановки этой оперы в 1842 г.Ещё одно напоминание о разнообразии и оригинальности нашего мемориально-вещевого фонда – табакерка с изображением И.А. Крылова, его перо, которым, по преданию, Иван Андреевич написал свою знаменитую басню «Ворона и лисица».
Большой фрагмент экспозиции зала наполнен экспонатами отдела фото-негативных документов: это фотопортреты выдающихся деятелей русской сцены с автографами. В них слова благодарности, любви, признательности в адрес А.А. Бахрушина – «рыцаря театра», посвятившего жизнь делу увековечивания сценического искусства, подарившего свой музей России.