Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Встреча с Ириной Черномуровой

17 сентября 2016 г. в лектории Главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в рамках проекта «Друзья Большого балета» состоялся вечер «У руля двух театров» с начальником отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра Ириной Черномуровой. До Большого театра Ирина Черномурова занимала аналогичную должность в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, отсюда и название вечера. Встреча проходила в формате интервью. Мы публикуем самые интересные отрывки:

Что необходимо для того, чтобы занимать должность начальника отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра?

Такой отдел был создан в Большом театре в 2002 году, когда меня там еще не было. И до меня руководили им критики. Я же по образованию театровед и музыковед, и в этом, думаю, моё преимущество. Но на самом деле, главное – это любовь и упорство, и надо просто работать.

Как Вам удалось в 90-е годы организовать  блестящие гастроли балета Музыкального театра за рубежом?

В 90-е годы многие, кто, как и я, занимались наукой, искали возможности для практической деятельности. И я раньше других стала заниматься такой работой, было очень интересно взглянуть на происходящее по другую сторону кулис. Гастроли в 90-е годы можно назвать «катастрофой», но у меня уже был опыт: в 1988 г. я участвовала в организации фестиваля «Русские театры в Германии» и сопровождавшей этот фестиваль выставки.

Известно, что ещё до театров вы занимали пост заместителя Генерального директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина по науке и профессионально занимались оперой. Как Вы пришли к балету?

По беде. В 2004 году трагически ушёл из жизни Дмитрий Брянцев, главный балетмейстер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Когда его не стало, театр отказался в очень трудном положении, найти компетентного руководителя балетной труппы очень непросто. А я тогда уже много ездила, многих знала и стала заниматься ещё и балетом. Мне удалось организовать четыре рождественских балетных тура в Лондон. При этом я старалась продолжать театроведческую работу и занималась серьёзным анализом проблем.

Театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко первым стал сотрудничать с такими знаменитыми балетмейстерами, как Начо Дуато, Джон Ноймайер. Они сами к вам пришли?

Никто сам не приходит, даже в Большой театр. А у Музыкального театра своя историческая судьба, он мог позволить себе определённую свободу. Ноймайер вёл себя осторожно, сначала поставил у нас одноактные балеты. А потом я увидела в его театре премьеру «Чайки» и поняла, что этот балет – счастье моей жизни, и спектакль, который изменит мою биографию. Два года я была за спиной у Ноймайера, уговаривая поставить «Чайку» у нас. Я очень ему благодарна, он ещё поставит в нашем театре «Русалочку» и «Татьяну», которую станцует Диана Вишнёва, она мечтала об этой роли. Теперь наши отношения продолжаются в Большом театре.

Отличается ли наша система работы музыкального театра от зарубежных?

Безусловно, отличается, потому что в России репертуарный театр и очень большая страна, только в Москве 15 миллионов потенциальных зрителей, поэтому спектакли могут идти очень подолгу. К примеру, «Евгений Онегин» в Музыкальном театре шел 80 лет. При составлении репертуара необходимо учесть бесконечное число разных обстоятельств. Но необходимо двигаться вперёд и нельзя исключить творческий риск. Сейчас я, к примеру, занимаюсь оперными сезонами Большого 20/21 и 21/22. Хотя к этому времени на моём месте, возможно, будет другой человек. В театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко было более ощутимое будущее, там можно было разрабатывать следующий сезон.

Разговор коснулся фестиваля «DanceInversion». Ирина Черномурова придумала и создала его 20 лет назад. Идея фестиваля – представить в России актуальные работы знаменитых хореографов из США и Европы, а также достижения молодых, но быстро набирающих популярность компаний из стран Азии, Африки и Латинской Америки. «DanceInversion» открыл для русской публики имена таких ныне известных всему миру хореографов, как Жозеф Надж, Ицик Галили, Эдуард Локк. Благодаря ему в Москве узнали выдающегося французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа. Фестиваль привлекает к сотрудничеству и известных отечественных современных хореографов – Евгения Панфилова из Перми, Татьяну Баганову из Екатеринбурга.

В видеопрограмме вечера, составленной Ириной Черномуровой, были фрагменты  фестивальных спектаклей и отрывки из новых оперных постановок Большого театра «Иоланта», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Осуждение Фауста».

Текст: Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок