Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Лекция Алексея Бартошевича о современных постановках Шекспира

18 октября 2016 г. в лектории Главного здания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина состоялась лекция «Современные спектакли по пьесам Уильяма Шекспира», посвящённая юбилейному году великого английского драматурга. Ее вел выдающийся российский историк театра, профессор, шекспировед Алексей Бартошевич. Он сказал, что под современностью подразумевает вторую половину ХХ и начало ХХI века, и начал разговор с экскурса в историю театра «Глобус» в Стратфорде-на-Эйвоне, где Шекспир работал актером.

«Шекспир прекрасно знал возможности театра, и исходя из них строил мизансцены, создавал пластический и звуковой мир спектакля. Каждая пьеса написана в расчете на труппу театра, а роли созданы с учетом физических возможностей артистов. К примеру, актёру, играющему главную роль, он даёт возможность передохнуть примерно в IV акте. От пьесы к пьесе герои стареют: Ромео, Гамлет, Отелло, Макбет, король Лир, Просперо… Их исполнял ведущий и любимейший актер Шекспира Берджес. В 1613 году «Глобус» сгорит, и Шекспир больше не напишет ни одной  пьесы.

В ХVIII – XIX веках театр совершенно изменится. В середине XVIII века в Англии вновь начинается время Шекспира. В XIX веке его вновь начинают играть, рождается «шекспироведение», и тексты уже отчуждаются от личности создателя. История интерпретаций Шекспира – зеркало развития европейской культуры. В России в разные времена «Гамлета» тоже понимали по-разному. В определенном смысле это главная русская пьеса, мы всегда были на стороне Гамлета, разделяли его чувства. Однако бывает время «гамлетовское», а бывает «антигамлетовское», – заключил Алексей Бартошевич.

Заговорив о современных постановках, первой он упомянул «Короля Лира» Питера Брука с Полом Скофилдом в главной роли. В 1962 году этот спектакль привозили на гастроли в Москву. «Брук взглянул на Шекспира глазами современника, абсурдиста, например, Беккета, – считает Алексей Бартошевич, – он создает огромное серое пространство, мир, в котором были и Освенцим, и ГУЛАГ. Это вселенский космос, существующий по своим законам, где у людей больше нет иллюзии собственного выбора. Попытки Лира сопротивляться безразличны этому миру. Спектакль вызывает чувство абсолютной безнадежности, но благодаря совершенной форме все-таки вызывает чувство радости».

Следующее воспоминание – «Макбет» в постановке знаменитого английского режиссёра Тревера Нанна в театре «Королевская шекспировская компания» из Страдфорда-на-Эйвоне, который Алексею Вадимовичу посчастливилось увидеть во время стажировки в Лондоне в 1978 году. Он рассказывал, что гастроли были в крошечном зале, артисты играли на расстоянии вытянутой руки от зрителей (как раз в 70-е годы всюду стали появляться «малые сцены»). Макбет – человек, который хочет преступить пределы человеческого, убивая, убедиться, что он имеет на это право. Режиссёр находит потрясающую метафору: руки у него и у Леди Макбет в крови, он её смыл водой, но они беспрерывно зудят, и запах её неистребим. «И у меня, сидящего в зале, тоже вдруг стали чесаться руки», – рассказал Алексей Бартошевич.

Далее речь зашла о шекспировской трилогии Эймунтаса Някрошюса «Гамлет», «Макбет», «Отелло» и спектаклях Бутусова по Шекспиру. Особенно подробно Алексей Бартошевич рассказывал о его «Ричарде III» с Контантином Райкиным в главной роли: «Современного художника интересует, как делаются Ричарды, и Бутусов находит ответ на этот вопрос: истоки – в детстве. И это есть в тексте».

«“Гамлетом” своего поколения, который стал частью жизни» Алексей Бартошевич назвал спектакль В. Высоцкого, Ю. Любимова и Д. Боровского, поставленный в 1971 году, «в стыдное время», в Московском театре на Таганке. «Это судьба нашего поколения», – добавил он и вспомнил гениальный, по его мнению, вязаный занавес, придуманный Давидом Боровским для этого спектакля, то ли образ монстра, то ли всемирная паутина.

Обзор «Гамлетов» Алексей Бартошевич закончил рассказом о спектакле Льва Додина, премьера которого состоялась в апреле нынешнего года в Малом Драматическом театре в Санкт-Петербурге. Режиссёрское название спектакля «Сочинение для сцены Льва Додина по С. Грамматику, Р. Холиншеду, У. Шекспиру, Б. Пастернаку». Это компилляция из разных текстов на тему «Гамлета», к примеру, Саксон Грамматик – датский летописец ХIII века, в работах которого впервые была описана история Принца.

Алексей Бартошевич посетовал, что идёт этот спектакль очень редко, потому что исполнители главных ролей Д. Козловский, К Раппопорт и Е. Боярская постоянно заняты киносъёмками. «Очень жаль, это спектакль, полный отчаяния, и он производит оглушительное впечатление», – рассказал Алексей Бартошевич.

Рассказ о каждом из спектаклей сопровождался коротким видео-фрагментом. Предваряя такой отрывок к «Гамлету» в театре на Таганке, Алексей Бартошевич рассказал, что полной его ТВ-записи не существует. Счастьем можно считать, что кто-то на любительскую камеру сумел снять то, как Владимир Высоцкий ищет на репетиции верные интонации монолога «Быть или не быть». В завершение вечера его участников ждал сюрприз. 23 апреля нынешнего года в Стратфорде, на родине У. Шекспира, состоялся гала-концерт, посвящённый году великого английского драматурга. В финале выходили на сцену многие знаменитые актеры, игравшие Гамлета, в том числе Бенедикт Камбербетч, Джуди Денч и другие. Каждый из них по-своему произносил фразу «Быть или не быть. Вот в чём вопрос» с ударением на разных словах. Сколько слов, столько и ударений. Жаркий спор о правильной интонации для легендарной фразы разрешил Принц Чарльз, который поднялся на сцену и произнес последний вариант, с ударением на слове «вопрос».

Видео этого гала-концерта вы сможете увидеть на youtube.

Текст: Галина Фадеева

Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок