Отдел мемориально-вещевого фонда существует с 1990 г. и насчитывает более 10 000 единиц хранения. Его основу составляет коллекция, собранная Алексеем Александровичем Бахрушиным.
В настоящее время в фонде хранятся коллекции предметов, связанные с театральной тематикой, выдающимися деятелями русского и зарубежного театра, основными вехами русской театральной истории. Они включают мемориальные вещи корифеев русской и зарубежной сцены, памятные медали, наградные знаки, жетоны и значки, театральный и бытовой костюм, предметы прикладного искусства из стекла и фарфора, художественный металл, реквизит и бутафорию к отдельным спектаклям, предметы театрального быта. Отдельно выделен фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и камней.
Коллекция театрального костюма даёт представление о сценической истории и художественном решении спектаклей, о творческой мастерской актёров и их репертуаре. В музее хранятся костюмы к театральным постановкам Малого и Александринского театров, принадлежавшие Марии Николаевне Ермоловой, Гликерии Николаевне Федотовой, Александру Павловичу Ленскому, Александру Ивановичу Южину, Варваре Николаевне Рыжовой, Николаю Игнатьевичу Музилю, Марии Гавриловне Савиной, Осипу Андреевичу Правдину; к спектаклям театров оперы и балета: Мариинского и Большого, Частной оперы, Театра музыкальной драмы. Большая их часть — это костюмы ведущих исполнителей — Леонида Витальевича Собинова, Дмитрия Алексеевича Смирнова, Александра Ильича Мозжухина, Платона Ивановича Цесевича.
Коллекция костюмов Фёдора Ивановича Шаляпина включает практически весь, за небольшим исключением, репертуар певца. Также имеется ряд интересных костюмов по эскизам Константина Алексеевича Коровина – к спектаклю «Золотой петушок».
В отделе есть коллекции личных вещей Михаила Семёновича Щепкина, Леонида Витальевича Собинова, Гликерии Николаевны Федотовой, Александра Павловича Ленского, династии Садовских, Фёдора Ивановича Шаляпина, Варвары Николаевны Рыжовой, Марии Ивановны Бабановой, Алисы Георгиевны Коонен, Майи Михайловны Плисецкой, актёров и режиссёров современного театра.
Соответствующие собрания мемориально-вещевого фонда стали основой постоянной экспозиции филиалов Театрального музея им. А.А. Бахрушина.Первые предметы коллекции мемориально-вещевого фонда датированы концом XVIII –началом XIX вв. Так, к рубежу XVIII-XIX вв. относятся костюмы и бутафория крепостного театра Апраксина в имении Ольгово Дмитровского уезда.
Большой интерес представляет коллекция балетных туфель XIX-XX вв., собиранию которой Алексей Александрович Бахрушин, будучи горячим поклонником искусства классического танца, уделял особое внимание. Уникальны по своей исторической и мемориальной значимости балетные туфли Марии Тальони и Фанни Эльслер, гастролировавшей в России в конце 40-х — начале 50-х гг. XIX в.
В коллекции также представлены балетные туфли Тамары Карсавиной, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Мариуса Петипа, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Майи Плисецкой … Ряд экспонатов имеет автографы и дарственные надписи.
Собрание фарфора включает более 1 000 предметов. Большой интерес представляют фигурки Марии Тальони, Фанни Эльслер, Мариса Лиепа, Натальи Бессмертновой, Галины Улановой. Авторы этих работ — Аста Давыдовна Бржезицкая, Наталья Яковлевна Данько, Дмитрий Иванович Иванов, Серафим Николаевич Судьбинин и другие замечательные отечественные скульпторы.
О любви к театру в дореволюционной России среди самых широких слоёв общества, восхищении талантом кумиров говорят как роскошные подарки из драгоценных материалов, выполненные ведущими ювелирными фирмами, так и трогательные подношения из дерева, альбомы, адреса и бенефисные ленты с надписями от поклонников. Адресаты подношений — Фёдор Иванович Шаляпин, Гликерия Николаевна Федотова, Мария Николаевна Ермолова, Александр Николаевич Островский, Иван Михайлович Москвин…
Также фонд располагает коллекциями бутафорского оружия, зрительных трубочек и биноклей, которые начал собирать ещё Алексей Александрович Бахрушин, вееров. Уникален фонд скульптуры. Коллекция включает около 1 000 предметов. Скульптура выполнена из разных материалов: гипса, металла, бронзы, мрамора, камня, дерева, терракоты.
В коллекции представлены скульптурные портреты знаменитых актёров, музыкантов, композиторов, театральных критиков, артистов балета середины XIX- начала XXI вв., работы известных скульпторов: Николая Андреевича Андреева, Андрея Владимировича Балашова, Владимира Александровича Беклемишева, Ивана Петровича Витали, Сергея Михайловича Волнухина, Михаила Александровича Врубеля, Ильи Яковлевича Гинцбурга, Ивана Петровича Кавалеридзе, Андрея Николаевича Костромитина, Анны Николаевны Кутуковой, Георгия Дмитриевича Лаврова, Лины По, Сергея Николаевича Судьбинина, Паоло Трубецкого, Бориса Оскаровича Фредман-Клюзель, Михаила Ивановича Цейдлера, Елены Александровны Янсон-Манизер, Давида, Дантана, Делагранжа, Дюрси…
Интересны автопортреты, созданные Александром Павловичем Ленским, Саввой Ивановичем Мамонтовым, Фёдором Ивановичем Шаляпиным, Михаилом Михайловичем Фокиным.
В фонде представлена коллекция слепков рук знаменитых советских актёров работы скульптора Константина Леонидовича Луцкого. Также представлена коллекция посмертных масок выдающихся советских актёров XX в. Особенно выделяется собрание скульптурного шаржа – работы знаменитого скульптора-карикатуриста середины XIX в. Николая Александровича Степанова.
Предметы, хранящиеся в мемориально-вещевом отделе, создают атмосферу живой истории, преемственности традиций, позволяют прикоснуться к прошлому театра, почувствовать его неповторимость.
Заведует отделом Анна Александровна Закурдаева.
Тел.: +7 /499/ 484 77 77 доб. 1142
-
- Фонд М. С. Щепкина.
Кубок.
Россия, середина XIX в.
Фирма П. Сазикова.
Принадлежал М. С. Щепкину.
Серебро, чеканка, литьё, золочение.
h. 22 см.
Поступил в дар от потомка Щепкина, гражданина США Заварина А. А. в 1996 г
-
- Фонд Г. Н. Федотовой. Венок Г. Н. Федотовой. Подарок актрисе от одесских поклонников. 1878 г. Золото, серебро, алмазы. h 7,9 см.; диаметр 16,5 см. Из собрания А. А. Бахрушина. На внутренней стороне обруча надпись: «Гликерии Николаевне Федотовой признательная Одесская публика 28 Апреля 1878 г.»
-
- Фонд М. Н. Ермоловой. Кубок. Россия, 1886 г. Дар М. Н. Ермоловой от князя А. И. Урусова. Серебро, золочение, чеканка, канфарение, пуансон, гравировка, литьё. Полирование, матирование. 33,8 х 11,0 х 9,2 см. Источник поступления: собрание А. А. Бахрушина
-
- Ваза с крышкой. Россия, первая половина XIX в. Ваза принадлежала композитору М. И. Глинке. Бесцветный хрусталь, грань. 34,7 х 11,6 см. Из собрания А. А. Бахрушина. Ваза принадлежала композитору М. И. Глинке. Подарок племянника М.И. Глинки Александра Ивановича Измайлова Ф. И. Шаляпину в честь 25-летия творческой деятельности певца в 1915 г
-
- Веер с автографами. Веер принадлежал Н. Л. Тираспольской. Кость, резьба по кости, шёлковая лента. Длина 24 см. Поступил в дар музею от Н. Л. Тираспольской в 1960 г. На пластинах слоновой кости с обеих сторон веера помещено «собрание» автографов ведущих русских и зарубежных актёров, композиторов, драматургов и деятелей театра. Среди них: Вс. Мейерхольд, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, Михаил и Ольга Садовские, А. П. Ленский, А. И. Сумбатов-Южин, Н. Медведева, Вл. Ник. Давыдов, А. А. Яблочкина, А. Глазунов, Фёдор Шаляпин, В. Стрельская, К. Варламов, К. С. Станиславский, Л. Андреев, В. Мичурина, В. И. Немирович-Данченко. Временные рамки автографов — 1900-1923 гг.
-
- Веер. Россия, 1891 г. Подарок М. Н. Ермоловой от почитателей её таланта в честь 25-летия творческой деятельности. Этот веер Ермолова впоследствии подарила А. А. Яблочкиной, а Яблочкина 31 декабря 1948 г. передала его А. Г. Коонен. Золото, черепаховая кость, перо страуса. Общая длина 52 см. Приобретён у Н. С. Сухоцкой /племянницы А. Г. Коонен/ в 1975 г.
-
- Ваза для крюшона. Россия, Москва, 1908-1913 гг. Мастер MS. Принадлежала В. Н. Петровой-Званцевой. Подарок певице в честь 15-летия творческой деятельности от артистов Оперного театра С. И. Зимина 29 января 1913 г. Бесцветный хрусталь, алмазная грань; серебро, литьё. 19,5 х 36,0 см. Подарен музею Т. Н. Званцевой в 1987 г. Ваза представляет собой хрустальный ковш с серебряной ручкой, выполненной в виде погрудного портрета Ф. И. Шаляпина в роли Ивана Грозного в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». В нижней части ручки помещена гравированная дарственная надпись: «ХV»? «Дорогой В. Н. Петровой-Званцевой отъ товарищей артистов оперы С. И. Зимина 29 января 1913 г.»
-
- Балетная туфля. Россия, 1879 г. Подарок А. И. Прихуновой в день её прощального бенефиса 8 апреля 1879 г. Серебро, канфарение, гравировка. 19,8 х 8,8 см. Из собрания А. А. Бахрушина. На «подошве» туфли выгравирована дарственная надпись: «Александре Ивановне Прихуновой кордебалетъ и корифеи просятъ принять на память в день ея прощального бенефиса 8 Апреля 1879 г.»
-
- Кулон. Россия-Западная Европа, конец XIX — начало XX вв. Из личных вещей Народной артистки СССР Г. С. Улановой. Серебро, золото, платина, алмазы, бриллианты. 4,5 х 3,3 см. Поступил в 2002 г. в составе мемориально-вещевого комплекса Музея-квартиры Г. С. Улановой, филиала ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
-
- Браслет. Россия, первая четверть XX в. Принадлежал балерине Большого театра М. А. Другашевой. Золото. 6,2 х 5,2 см. /овал/. Поступил в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в качестве дара, согласно завещанию Рэнэ Н. П. через Московский нотариат в 1977 г. К браслету прикреплены 11 подвесок с жетонами, подаренными А. А. Бахрушиным М.А. Другашевой в период с 1901 по 1910 гг. Аналогичные жетоны Бахрушин дарил в день ежегодного бенефиса в пользу артисток кордебалета Большого театра каждой танцовщице, принимавшей участие в представлении. Все жетоны отличаются друг от друга как формой, так и декоративной отделкой. На каждом есть инициалы или монограмма «АБ» /Алексей Бахрушин/ и дата, а на тыльной стороне выгравирована фамилия и инициалы владелицы браслета. На одном жетоне помещено изображение театральной маски, на другом — Большого театра, есть жетон с изображением ножки Марии Тальони и жетон с балериной, грациозно облокотившейся на буквы «АБ»
-
- Серия медалей, посвящённых русским балеринам. Скульптор Е. Н. Янсон-Манизер. Россия-Франция, 1964 г. Медаль «Галина Уланова» в монтировке. Галина Уланова. Золото. 25 мм. без монтировки, в монтировке — 30 мм. Поступила в 2002 г. в составе мемориально-вещевого комплекса Музея-квартиры Г. С. Улановой, филиала ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
-
- Серия медалей, посвящённых русским балеринам. Скульптор Е. Н. Янсон-Манизер. Россия-Франция, 1964 г. Медаль «Майя Плисецкая». Майя Плисецкая. Золото. 28 мм. Подарок М. М. Плисецкой в 2001 г.
-
- Кофта «Ао». Традиционный китайский женский костюм. Конец XIX — начало XX вв. Из личных вещей Е. В. Гельцер. Плюш, шёлк, атлас, тесьма, шёлковые и золотные нити, вышивка гладью и пекинским узлом, аппликация; бронза, литьё. Длина 102 см. Поступил в составе архива Е. В. Гельцер в 1976 г. Кофта, по всей видимости, служила образцом традиционного китайского костюма и, возможно, в некоторых сценах использовалась в качестве театрального костюма. Костюм подвергался переделке по фигуре. Интересна декоративная отделка костюма, в вышивке которого преобладают жанровые сцены и символика житейского благополучия. Например, грибы — пожелания материального достатка, бабочки и павлины, птица «феникс» — пожелания крепости семейных уз и взаимной вечной любви, плоды граната — счастье в детях /сколько зёрен в плодах — столько сыновей в браке/; мандариновые утки — сытая безбедная и благополучная жизнь и т. д.
-
- Костюм В. Ф. Комиссаржевской для роли Юдифи в спектакле «Юдифь» /Трагедия Ф. Хеббеля/. Покрывало, накидка, манжета /запястье/, ботинки /пара/, пектораль. Металлизированная ткань, сетка из металлизированных нитей, газ, вуаль, шёлк, бархат, имитация драгоценных камней и жемчуга, жесть. Приобретено А. А. Бахрушиным в 1910 г. у наследников В. Ф. Комиссаржевской.
-
- Костюм Л. В. Собинова для роли Герцога Мантуанского в спектакле «Риголетто». Опера Дж. Верди. Большой театр, Москва, 1905 г. Художник костюма Карамбо /Луиджи Сапелли/ Шёлковая, шерстяная, полушерстяная и хлопчатобумажная ткани, замша. Приобретено в 1993 г. у дочери певца Светланы Леонидовны Собиновой-Кассиль.
-
- Шлем. Деталь костюма А. Г. Коонен для роли Федры в спектакле «Федра». Трагедия Ж. Расина. Камерный театр, Москва, 1922 г. Режиссёр А. Я. Таиров. Художник А. Веснин. Металлизированная ткань, хлопчатобумажная ткань, шифон. Каркас из металлической проволоки. h 48 см. Дар А. Г. Коонен. На подкладке шлема — автограф А. Коонен /1889-1974/: «На память Театральному музею. А. Коонен»
-
- Костюм М. М. Плисецкой для роли Анны Карениной в спектакле «Анна Каренина» ГАБТ СССР, Москва, 1972 г. Шифон, шёлк, лента атласная, металлизированная нить, блестки, батик. Длина 126,5 см. Дар М. М. Плисецкой в 1986 г.
-
- Веер. Зап. Европа, XIX в. Принадлежал Н. В. Поповой-Лядовой. Веер “cockade” на 25 кипарисовых пластинах с рёбрами, шёлковыми муаровыми овальными «перьями» розового цвета и цвета «шампань», украшенными фигурными блёстками. Остов резной, инкрустирован белым металлом; лицевые пластины снабжены раздвижными рукоятями, убирающимися в пазы. Кипарис, муар, шёлк, репс, блестки белого металла, перламутр, н/д. металл, пух лебяжий, гарусные шёлковые нити, металлизированные нити, н/д. металл-штифт. Дл. в сложенном виде 20,2 см. Общий вид после реставрации 2006 г.
-
- Накидка женская «Сорти де баль». Россия, Москва, 1900-е гг. Фирма Фурганг В. Накидка без рукавов нарядного фасона из бежевого сукна, с отделкой в технике просечного узора, вышивкой шёлковым шнуром в технике цепной машинной строчки, гофрированной газовой шёлковой оборкой серого цвета с отделочной тесьмой в чёрную и белую полоску. Подкладка тафтяная терракотового цвета. Сукно, тафта, газ, гофре, машинная вышивка с просечным узором, аппликация. Дл. 118 см. Общий вид после реставрации 2005 г.
-
- Костюм Ф. И. Шаляпина /1873-1938 гг./ для роли Сальери в сп. «Моцарт и Сальери». Сукно, шёлк, шнур, сатин, х/б ткань, перламутровые пуговицы. Размер: дл камзола 106,5 см. Длина жилета 52,5 см. Костюм состоит из двух предметов: 1/кафтана лилового сукна на х/б подкладке бежевого и лилового цвета. 8 пуговиц серого перламутра. 2/жилета: перед из узорной полосатой шёлковой ткани с отделкой и пуговицами из черного шёлкового шнура, спинка из х/б ткани красного цвета. Подкладка из х/б полотна белого цвета. Общий вид после реставрации 2005 г.
-
- Матине. Россия, начало ХХ в. Принадлежало артистке театральной труппы братьев Адельгейм — Горичевой-Адельгейм М. М. Х/б кружево машинной работы, атласные ленты, машинное шитье. Р-р.: 34 х 110 см. Общий вид после реставрации 2004 г.
-
- Веер “Plie”. Россия — Зап. Европа, 1900-е гг. Принадлежал балерине Императорского Большого театра В. В. Кригер. Сл. кость, газ, кружево, латунь, перламутр, н/д металл, шёлковые нити, шёлковый шнур; аппликация, роспись гуашью, белилами, акварелью, тушь-кисть, перо, резьба по кости тонированная. Р-р.: дл. 34,7 см. Общий вид до реставрации. 2006 г.
-
- Туфля балетная В. Ф. Нижинского. 1910-е гг. Лайка, кожа, холст, хлопчатобумажная ткань, картон. Длина 23,5 см.
-
- Скульптура «Лебедь» Е. Янсон-Манизер. Экспонируется в Музее-квартире Г. С. Улановой.
-
- Балетные туфли с автографами М. М. Фокина, Т. П. Карсавиной, В. П. Фокиной, А. П. Павловой, переданные в дар Галине Улановой её поклонницей Эвелин Курнанд. Экспонируются в Музее-квартире Г. С. Улановой
-
- Костюм Ф. И. Шаляпина для роли Мефистофеля.
-
- Скульптор Дантан. Скульптурный портрет Рашель. Бюст погрудный. 1839 г. Франция. Бронза, литьё. 23х15х10. Из старых поступлений
-
- Скульптор Лавров Георгий Дмитриевич. Скульптура. Анна Павлова. «Умирающий лебедь». 1930 г. Бронза, литьё, подставка – чёрный камень. 19х31, 5х20,5. Поступила в 1956 г. от автора
-
- Автор – Данько Наталия Яковлевна. Государственный фарфоровый завод. Ленинград. Статуэтка. Вацлав Нижинский в балете «Видение розы». Антреприза Сергея Дягилева. «Русские сезоны». 1924 г. Фарфор, деколь, роспись, позолота. 25х9х7. Из старых поступлений.