Бахрушинские чтения – 2016. «Театр в движении эпох»
15-16 декабря 2016 года в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина при поддержке Министерства культуры РФ в Белом зале Дома-музея М. Н. Ермоловой на Тверском бульваре прошла Международная научная конференция БАХРУШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2016 «ТЕАТР В ДВИЖЕНИИ ЭПОХ» (куратор – зав. отделом научно-методической работы Т.Т. Бурлакова, научный координатор – доктор филологических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методической работы, профессор РГГУ Ю.В. Доманский).
Проблематику конференции составил следующий круг вопросов:
- История российского и зарубежного театра
- Театр в современном социокультурном пространстве
- Театральное искусство в современной системе ценностей
- Авторский театр и классическое наследие
- Театр как синтез искусств
- Театр в поиске новых форм
- География театра (театральные столицы и театральные регионы)
- Личность Мастера в театре (режиссёр, актёр, сценограф)
- Жизнь и творчество деятелей театральной культуры
- Театр и жизнь: театральное мышление в культурных и политических практиках
- Сохранение театрального культурного наследия
На конференцию поступило 43 заявки от театроведов, искусствоведов, филологов, культурологов из 9-ти регионов России, а также из Белоруссии, Польши, США.
Научные чтения открыл доклад генерального директора Бахрушинского музея Д.В. Родионова «ГЦТМ им. А.А. Бахрушина как научная база российского театроведения». Впервые с научной трибуны прозвучал глубокий анализ музейной театральной науки, фондов Бахрушинского музея как главной источниковедческой базы российского театроведения, а также инновационных подходов ведущего отечественного театрального музея к организации своей научной деятельности.
Выступления учёных из Гродно (Белоруссия), Кракова (Польша), Гинвила (США), Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Костромы, Краснодара и других городов касались русских и зарубежных драматургических произведений, театральных постановок прошлого и нынешних спектаклей (в том числе – музыкальных), специфики организации сценического пространства и пространства презентации драмы и театра в условиях современного музея, экранизациям драматургических произведений, отдельным личностям театра (режиссёрам, актёрам, художникам, драматургам), отдельным пьесам и их сценическим интерпретациям. Как всегда, отдельный блок докладов был посвящён чеховской драматургии и её театральным постановкам.
На конференции, несмотря на принципиальную разницу в подходах и методологических позициях, взглядах на историю и современное развитие театрального искусства, царила творческая, дружественная атмосфера. Обсуждения докладов выливались в продолжительные продуктивные дискуссии, благодаря которым не только уточнялись прежние идеи, но и рождались идеи новые.
Основным же результатом Бахрушинских чтений стала возможность презентовать и обсуждать различные взгляды на мир театра.
Процессу освоения российским театром новых стилей, появлению новых театральных направлений, рождению и развитию новых театров, важным тенденциям театральной жизни России была посвящена творческая встреча с Варварой Фаэр – режиссёром Театра.dok, актрисой, переводчиком, журналистом; лауреатом голливудской премии за лучшую режиссуру в рамках ежегодной программы «Кино без границ» (2006), премии «Звезда Театрала» и театральной премии «МК».
Всего на чтениях прозвучало 37 докладов (из 42 заявленных).
По результатам конференции собран и готовится к изданию сборник, в который входят 30 статей очных и заочных участников конференции.