Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского»С 13 января 2017 г. в Музее-мастерской Давида Боровского открылась выставка «В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко», посвящённая художникам-сценографам, делившим одну мастерскую вместе с Давидом Боровским с 70-х годов ХХ века.
Первая мастерская располагалась на улице Верхняя Радищевская, вторая, с начала ХХI века, по Большому Афанасьевскому переулку. В ней Давиду Львовичу и Владимиру Александровичу поработать досталось всего несколько лет. Теперь этот адрес – музейная территория (филиал Театрального музея имени А. А. Бахрушина), в которой частичка и их наследия.
Они начинали, когда рядом ещё трудились выдающиеся сценографы Рындин, Васильев. Лушин, Золотарёв и уже появлялись новые лидеры – Левенталь, Боровский, Кочергин. Ранняя работа, 1972 года, «Три изюминки» по Шолом-Алейхему для камерного еврейского ансамбля Москонцерта, была замечена, после неё их стали регулярно приглашать в театр. Пластические идеи – общие, кто, что первым предлагал, знали только они. Подготовительную работу у мольберта или эскизную на листе исполнял тот, чьё настроение и душевное состояние способнее реализовать замысел. Неделимыми оставались ответственность и творческое имя из двух фамилий, на любых подмостках, в каком бы жанре не трудились. На протяжении всех лет работы для сцены они тактично не нарушили взятого на себя обязательства быть стилистически адекватными принятым концепциям и быть интерпретаторами драматургии вместе с режиссёрами.
Художникам довелось быть у истоков будущего Ленкома, когда он назывался ещё театром имени Ленинского комсомола. Вместе с Григорием Гориным и Марком Захаровым они сочинили удивительного «Тиля», с персонажами, сошедшими не только со страниц романа Шарля де Костера о легендарных героях Фландрии, но и с гораздо более ранних, чем повествование, коричневатых охристо-бурых картин Питера Брейгеля. С режиссёром М. Захаровым они создали спектакль «Иванов», в котором неожиданно безликий, бесцветно скромный интерьер дома чеховского Иванова зеркально повторял интерьер дома Лебедевых, куда Иванов – Е. Леонова, надеясь на обновление чувств, так стремился к юной Шурочке. Не нарушив поэтики произведения А. Чехова, художники внесли ноту сурового драматизма душевных переживаний героя, показали тщетность его иллюзий.
«Ольга Твардовская и Владимир Макушенко обладают, на мой взгляд, счастливым сочетанием такта и отчаянной сценографической агрессивности. Они умеют, не заслоняя актёров, не отвлекая на себя излишнее внимание, не превращая своё искусство в самодовлеющий визуальный аттракцион, сформировать его диалектику, его постановочный принцип» писал М. Захаров.
Они работали в драматическом и в оперном театре, все их работы вызывали глубокий интерес режиссёров и восторг зрителей. В своей работе они опирались на художественные традиции, выработанные не только историей театра, драматургии, развитием пластических искусств, но всей историей культуры. Художественные идеи, рождённые воображением, зафиксированные на плоскости листа, представленные в масштабе макета, преображались на сцене в живое действие.
Как истинные интеллигенты Ольга Твардовская и Владимир Макушенко никогда не гнались за славой, не стремились быть на виду. Эта экспозиция – их первая персональная выставка.
На выставке представлены самые значительные работы: макеты и эскизы пространств разных спектаклей. Это малая часть творческого наследия художников, хранящегося в фондах ГЦТМ имени А. А. Бахрушина и в домашнем собрании Ольги Александровны Твардовской.
Репортаж Галины Фадеевой с открытия выставки «Тандем. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко»
Газета Экран и Сцена: Екатерина Дмитриевская. В гостях и дома
Культобзор: «В гостях у Давида. Ольга Твардовская и Владимир Макушенко»
-
- Выставку открывает генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Буклет, посвященный творчеству художников-сценографов Ольги Твардовской и Владимира Макушенко. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Эскиз декораций к спектаклю «Картина» по роману Даниила Гранина /инсценировка А. Ремиза и Л. Хейфеца/. Малый театр, режиссер Леонид Хейфец , 1983. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Юрий Норштейн: «Я смотрю на макет к спектаклю «Вишневый сад», и мне представляется кукольная сцена с Солёным, когда он стреляет в Тузенбаха. Такая кукольность и простодушность может по-иному представить чеховские ценности». Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Народный художник РФ Борис Мессерер. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Открытие выставки «Тандем. Ольги Твардовской и Владимира Макушенко». Фото Леонида Бурмистрова. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Макет декораций к спектаклю «Любовь и голуби». Театр «Современник», режиссёр Валерий Фокин, 1982. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Макет декораций к спектаклю «Вишнёвый сад». Липецк, режиссёр Владимир Пахомов, 1992. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Ольга Твардовская. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Ольга и Валентина Твардовские. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Эскизы декораций Ольги Твардовской и Владимира Макушенко. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Юрий Нортшейн даёт интервью телеканалу «Культура». Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Макет эскизы декораций к спектаклю «Порги и Бесс». Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича Данченко, режиссёр Лев Михайлов, 1980. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Макет декораций к спектаклю «Ревизор». Театр «Современник», режиссёр Валерий Фокин, 1984. Фото Леонида Бурмистрова.
-
- Эскизы декораций Ольги Твардовской и Владимира Макушенко и «макетные человечки» Давида Боровского. Фото Леонида Бурмистрова.