Санкт-Петербург – Москва: Дмитрий Родионов принял участие в работе Культурного форума
12
1 – 3 декабря 2016 г. прошёл V Санкт-Петербургский международный культурный форум. Одним из его центральных событий стало заседание Оргкомитета по подготовке и празднованию в 2018 г. 200-летия со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. Бахрушинский музей примет в юбилейных мероприятиях самое непосредственное участие.
Об этом, а также о других обсуждаемых на Форуме и актуальных для Бахрушинского музея темах рассказывает генеральный директор Дмитрий Родионов.
– Чем завершилось заседание Оргкомитета для музея?
– В докладе заместителя Министра культуры Российской Федерации Александра Владимировича Журавского была отмечена положительная работа, проделанная на сегодняшний день Бахрушинским музеем.
Речь идёт о том, что по плану мероприятий мы готовим масштабную выставку под названием «Два века Петипа», в рамках которой проведём большую международную научно-практическую конференцию и подготовим новое издание дневников Мариуса Петипа на русском и французском языках.
/О заседании Оргкомитета – на сайтах Минкультуры России , Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой/
– В первый день форума Вы посетили Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, встретились с её ректором Николаем Максимовичем Цискаридзе. Наметили точки сотрудничества?
– В планах – совместный научно-исследовательский издательский проект о славной балетной семье Кшесинских – Матильде Феликсовне и её брате Иосифе Феликсовиче. Материалы по их биографии есть и в музее, и в Академии. Мы решили объединить источники в одном издании. Оно выйдет к юбилею Мариуса Петипа, возможно, раньше.
Мы также говорили с Николаем Максимовичем о музее Академии – Мемориальном кабинете истории отечественного хореографического образования, где хранится потрясающая, прекрасно представленная коллекция настоящих реликвий по истории русского балета, включая костюмы выдающихся танцовщиц и танцовщиков Мариинского театра – выпускников Академии, уникальные документы, эскизы.
Николай Максимович показал уникальные вещи. Например, костюм Вацлава Нижинского работы Леона Бакста для партии в балете «Видение розы» /1911/. Зная этот классический образ Нижинского по фотографиям, не ожидал увидеть подлинный костюм. Конечно, он – в очень хрупком состоянии. Как сказал Николай Максимович, даже реставраторы Эрмитажа не рекомендуют что-то с ним делать, потому что газ – ткань, из которой он сшит, настолько тонка, что любое прикосновение к ней может вызвать необратимые процессы в её структуре. Хранить костюм можно только в «плоскостном» положении.
В музее Академии – очень много раритетов и, конечно, уникальные архивы, над которыми сотрудники Академии в настоящее время работают. Я предложил со стороны музея помощь в этом деле, что было с благодарностью принято.
– Вы также участвовали в работе круглого стола «Балетная критика в эпоху Интернета». Каковы Ваши впечатления?
Обсуждалась именно качественная сторона распространения информации в Интернете. Балетные журналы – это высокопрофессиональные издания, где работают серьёзные исследователи, балетоведы, искусствоведы, люди, владеющие не только историей, теорией, но и практикой балетного искусства. Их уровень разговора требует соответствующей образованности аудитории. Интернет – аудитория, в основном, зрительская, и разговор на этом уровне, за редким исключением, поддержать не может, переводя его из профессионального в плоскость «нравится – не нравится». О том, как исправлять эту ситуацию, и говорили главные редакторы балетных журналов. Как контенту профессионального журнала найти выход на платформу Интернета и как аудиторию Интернета привлечь к печатному изданию. Это один аспект.
Второй – как ускорить дорогу журнала в печатном формате от типографии непосредственно на стол к читателю. Форма онлайн-издания широко практикуется и все журналы этим пользуются. Но моё глубокое убеждение и мнение коллег из балетных журналов – ничто не может заменить прямой контакт человека с печатным изданием, которое позволяет существовать в совершенно другой системе координат.
– Вы лично участвуете в комплектовании коллекции музея. Чем пополните фонды на этот раз?
Это будут декабрьские /2016/ плакаты и афиши Малого и, надеюсь, Большого драматического театров, программки спектаклей этих театров, новые издания Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.