К 100-летию «Леса» Мейерхольда вспоминаем факты о постановке и показываем фотографии из фондов
01
Социальные маски, параллельный монтаж и возвращение балагана: в день 100-летия со дня премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда «Лес» Бахрушинский театральный музей показывает фотографии и рассказывает о трех принципах новаторской постановки.
«Лес» 1924 года стал знаковым не только для самого режиссера, но и для отечественного театра в целом. Мейерхольд перекомпоновал текст пьесы, разделив сначала на 33 эпизода, позже сократив количество до 16. Все персонажи были поделены на два враждующих лагеря. Желание продемонстрировать заложенные в тексте социальные конфликты привело к одному из главных принципов структуры спектакля – социальной маски, определяющий законы и природу игры.
Второй принцип – параллельный монтаж. В разных концах сцены одновременно происходило два действия. При этом само пространство было почти пустым и бесцветным. На его фоне контрастировали разноцветные костюмы и яркие парики. Актеры же использовали приемы клоунады и акробатики. Все это придавало постановке «балаганный простонародный дух» – и это третий принцип.
Спектакль имел оглушительный успех. Актеры выходили на сцену практически ежедневно. Критики писали: «Своим «Лесом» Мейерхольд пробил широкую брешь в стене, опоясывающей заветное кладбище «вечных святынь», и показал, что современный театр – он везде, хоть за тысячу лет до нас, при условии творческого к нему подхода».
Ключевую роль спектакль сыграл и в жизни Зинаиды Райх – она впервые вышла на сцену. Авангардная постановка принесла ей известность. Писатель Илья Эренбург вспоминал: «В сильном ансамбле, среди гротесковых пересечений особенно чисто, искренне зазвучала лирическая нота, ее с какой-то безошибочной внутренней убежденностью вела Аксюша — Зинаида Райх».