Актёр Вячеслав Езепов – о «берёзовом органе» Давида Боровского для спектакля «Насмешливое моё счастье»
3 ноября 2016 года в Мемориальной мастерской сценографа Давида Боровского – отделе ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в рамках акции «Ночь искусств» состоялась встреча с народным артистом России и Украины Вячеславом Езеповым. Вечер посвятили спектаклю «Насмешливое моё счастье» в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки, премьера которого состоялась 50 лет назад, в 1966 году (режиссёр М. Резникович). Уникальность этой постановки в том, что она и сегодня, хотя и с небольшим перерывом, идёт на сцене театра, и Вячеслав Езепов играет в спектакле роль А.П. Чехова.
Актёр начал своё выступление с чтения стихотворения Саши Чёрного «Простые слова»:
В наши дни трёхмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.
Фраза «тревожно-мудрый Чехов» стала лейтмотивом выступления Вячеслава Езепова, он повторил её несколько раз. Актёр вспоминал историю создания спектакля о Лике Мизиновой и Ольге Леонардовне, необходимости Сахалина, взаимоотношениях с издателем газеты «Новое время» А. Сувориным и многом-многом другом, причём на основе писем и записных книжек А.П. Чехова. Фраза, вынесенная в заглавие – «Насмешливое моё счастье», у Антона Павловича звучит чуть иначе: «Нехорошее, насмешливое, моё счастье». В середине 60-х, когда Резникович привёз из Москвы пьесу Л. Малюгина, которую уже играли в Театре им. Евг. Вахтангова, руководители Киевского театра сочли, что «разговорный» спектакль вряд ли понравится публике. Однако молодой тогда режиссёр, сегодня художественный руководитель театра, Михаил Резникович взялся за постановку, а молодые актёры с восторгом начали репетировать. «Каждая репетиция была для нас праздником, – рассказывал Вячеслав Езепов, – и только Давид Боровский, художник спектакля, ходил мрачным. Он никак не мог придумать то пространство, в котором должны существовать актёры. И однажды, во время прогулки по Киеву, я ему рассказывал о воспоминаниях Ольги Леонардовны: когда на утро после смерти Чехова она распахнула окна гостиничного номера, в церкви напротив играл орган. Давид сразу насторожился, стал искать карандаш, бумагу, чтобы что-то нарисовать… Так возникла идея органа, а потом в голове художника она соединилась с воспоминанием о берёзах, описанных Чеховым в одном из писем. И возникло совершенно гениальное решение: на сцене орган, но его трубы словно бы берёзовые стволы».
Вячеслав Езепов подошёл к стоящему тут же мольберту, снял ткань, закрывающую картину, и гости вечера увидели тот самый берёзовый орган. Артист рассказал, что это одна из главных реликвий его жизни – эскиз, давным-давно подаренный ему Давидом Боровским. «Мне было тогда 25 лет, и я всё время открывал для себя своего, «тревожно-мудрого» Чехова. Эта роль станет для меня судьбоносной, – продолжал Вячеслав Езепов. Спектакль в Киеве увидит Анатолий Эфрос и пригласит меня в Москву в Театр им. Ленинского комсомола, которым он тогда руководил. А затем я перейду работать в Малый театр. Но буду ездить в Киев, и продолжать играть роль А.П. Чехова».
В начале двухтысячных в театре им. Леси Украинки отмечали юбилей, и было решено его играть в сохранившихся декорациях спектакля «Насмешливое моё счастье». На сцене вновь возник знаменитый берёзовый орган. «И это было очень удачное решение, – вспоминал Вячеслав Езепов, – обычно юбилейный вечер играется однажды, на этот же раз постановка шла долго, и зал всё время был полон. Тогда и возникла идея, она, кстати, принадлежала жене Давида Марине, восстановить спектакль. Мы с Резниковичем чуть переписали пьесу, представив события, как воспоминания Антона Павловича, – рассказывал В. Езепов. – К этому времени в театре появилась молодая актриса Наталия Доля, которая взамен ушедшей из театра Ады Роговцевой стала играть Лику Мизинову».
Спектакль продолжает с успехом идти на сцене театра им. Леси Украинки, его возят на зарубежные гастроли. Большой удачей своей жизни Вячеслав Езепов считает то, что 50 лет прошли под знаком Чехова, в постижении мудрости писателя. В заключение он подошёл к ещё одному мольберту, отодвинул ткань. Под ней оказался портрет писателя, сделанный Боровским и подаренный актёру. Только детали: шляпа, пенсне, бородка, трость, но перед нами вдруг появился словно бы живой Чехов. «Я очень хотел рассказать о спектакле «Насмешливое моё счастье» в Музее-мастерской Давида Боровского, – сказал Вячеслав Езепов».
Этот вечер продолжил одну из главных тем, исследованием которой занимается Музей-мастерская Давида Боровского: Чехов в творчестве художника. Ей были посвящены проходившие здесь выставки, обсуждения, встречи. Что же касается постановки «Насмешливое моё счастье», три года назад актёры театра им. Леси Украинки играли её здесь, в мемориальном музейном пространстве. Вечер тогда назвали «Спектакль вокруг макета», потому что едва ли не главным его участником был тот самый орган из берёзовых стволов, сделанный руками Давида Боровского.
Галина Фадеева