Бахрушинский музей принимает участие в выставочном проекте «Правда красоты: Кандинский, Малевич, Шагал и сакральное» в Италии
09
Художественная выставка «Правда красоты: Кандинский, Малевич, Шагал и сакральное» входит в серию проектов, реализуемых в рамках долгосрочной многоуровневой программы по работе с наследием древнерусской живописи из коллекции Галерей Италии Палаццо Леони Монтанари в Виченце.
Экспозиция включает в себя работы из собраний, находящихся в России, Франции и Италии, которые будут представлены вместе с иконами из коллекции Intesa Sanpaolo.
Выставка познакомит зрителя с целым созвездием важнейших шедевров русской живописи, созданных в конце XIX – начале XX вв. Большинство произведений находится в собраниях Государственной Третьяковской Галереи (Москва) и Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), а также в музеях Италии (Венеция, Галерея Ка’ Пезаро), Франции (Ницца, Музей Марка Шагала) и Нидерландов (Амстердам, музей Стеделейк).
Бахрушинский музей представит на выставке работы русской художницы-авангардиста, графика, сценографа Натальи Гончаровой и русского живописца, графика, дизайнера и художника театра Владимира Татлина. Это эскизы театральных костюмов (Иоанн Креститель, Серафим, Апостол Андрей) авторства Гончаровой к неосуществленной постановке «Литургия» Стравинского из антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны» 1914-1915 гг., а также эскиз декорации «Палуба корабля» кисти Татлина к неосуществленной постановке «Летучего Голландца» Вагнера 1915-1918 гг.
Интерес художников к многовековой традиции иконописи достиг пика в 20-е гг. XX в., но уже в конце XIX в. многие живописцы обращались в своих работах к религиозному искусству и к композиционному строю иконы. В их числе – Михаил Врубель, Николай Ге, Виктор Васнецов, Николай Рерих, Кузьма Петров-Водкин.
Авангардное искусство начала века, двигаясь в направлении абстракции, постоянно обращалось и к теоретическому наследию иконописи. Так, Кандинский утверждал, что художник должен ломать связь с видимым миром и писать то, что не доступно зрению. В целом для его абстрактной живописи обращение к древнерусской живописи X – XIV вв. и к народному искусству, с которым он познакомился во время своего путешествия на север России, имело фундаментальное значение.
Очевидны и общие черты между философско-теологическим пониманием иконы и духовными и эстетическими поисками представителей авангардных течений в работах таких художников, как Кандинский, Шагал, Гончарова или Малевич.
Возврат к художественному измерению иконы проявляется во многих аспектах авангардного искусства. Так, например, можно отметить удивительную близость в композиционном строе иконы Богоматери «Знамение» и некоторых работ Шагала или в отсутствии светотеневой моделировки, которое напоминает плоскости Малевича. Кроме того, у Шагала наглядно читается влияние религиозной живописи и поиски сакрального в его прочтении библейского текста, давшем жизнь уникальной вселенной образов.
Главная идея, перенимаемая из традиции иконы, – это представление о визуальном образе как об изображении, которое способно переносить из области мирского в область духовного. Эта необходимость взаимодействия с иным в искусстве, потребность в разрыве с установками искусства той эпохи, и привела Малевича к созданию «иконы нашего времени» – «Черного квадрата».
Даты проведения выставки: 3 октября 2019 года – 26 января 2020 года
Открытие выставки: 2 октября
Место проведения: Галерея д’Италия – Палаццо Леони Монтанари (Контра Санта Корона, 25, г. Виченца, 36100, Италия)