Бахрушинский музей представит русского «Леонардо да Винчи» в зарубежном выставочном проекте «Экстатический глаз. Эйзенштейн, режиссер на перекрестке искусств»
09
27 сентября во Франции, в Центре Помпиду-Мец откроется ретроспективная выставка, посвященная одной из самых выдающихся фигур в истории кино – советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну.
Выставка заново откроет французской и европейской публике имя человека, которого в мире седьмого искусства – кинематографе, и в контексте мировой культуры считают русским «Леонардо да Винчи». Перед зрителями раскроется личность Эйзенштейна как создателя нового визуального языка, любителя театра и литературы, художника, коллекционера, комментатора, редактора изображений и даже провидца, всегда готового к радикальным экспериментам, призванным оказать глубокое и продолжительное влияние на зрителя.
24 экспоната из фондов Бахрушинского музея представят 14 эскизов работы Эйзенштейна С.М., Экстер А.А., Родченко А.М., Веснина А.А., Ефименко С.М., а также 10 фотографий к театральным постановкам Государственного театра имени Вс. Мейерхольда. Датировка предметов относится к 20-м годам ХХ века.
Характерная особенность манеры Сергея Эйзенштейна живо проиллюстрирована в подборке эскизов. Например, к его режиссерской театральной постановке по произведению «Мы» Алексея Гана и их совместной режиссерской работе с Мейерхольдом по пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Или в эскизах женских и мужских театральных костюмов к трагедии Уильяма Шекспира «Макбет» и произведению Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», где Эйзенштейн выступал уже как художник.
Посетители выставки смогут увидеть фильмы мастера, которые и принесли ему настоящую известность – «Стачка», 1924 г.; «Броненосец Потемкин», 1925 г.; «Октябрь» («Десять дней, которые потрясли мир»), 1927 г.; «Старое и новое» («Генеральная линия»), 1929 г.; «Que Viva Mexico!»/«Да здравствует Мексика!», 1932 г.; «Александр Невский», 1938 г. и «Иван Грозный» (1944-46 гг. – 3 серии).
Кроме того, в экспозиции будут продемонстрированы авторские театральные эксперименты и рисунки, богатые символами, а также представлен интересный материал о его многочисленных путешествиях по Европе, Соединенным Штатам и Мексике, о его лекциях и встречах.
Выставка вступает в диалог с историей искусства, в попытке показать, как Эйзенштейн питает себя интеллектуально, находя примеры и образы в наследии истории мирового искусства, знакомясь с работами своих российских и зарубежных современников, и, прежде всего, с художественным наследием, предшествующим появлению кино, таким как живопись, скульптура, гравюра, графика, архитектура.
При этом, кино представляло для Эйзенштейна некую философскую мифологему, архетипическую материализацию психологических процессов, закрепившихся в человеке с незапамятных времен. И в этом отношении кино позволило ему переосмыслить всю историю искусства и мировой культуры.
Даты проведения выставки: 28 сентября 2019 года – 24 февраля 2020 года
Место проведения: Центр Помпиду-Мец/Le centre Pompidou-Metz (Мец, Cедекс 1, Франция)