Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Бахрушинский театральный музей передал экспонаты на выставку «Мем. Маяковский медиа», посвященную 105-летию «Окон РОСТа»

02

08

Выставка, посвященная яркому явлению авангардного искусства и творчества Владимира Маяковского — «Окнам РОСТа», — открывается 9 августа в Центре «Зотов». Бахрушинский театральный музей предоставил для экспозиции детали макета, созданного известным художником-конструктивистом Виктором Киселевым (1895—1984) для знаменитой пьесы «Мистерия-буфф».

Деталь макета. Киселев В.П. Фигура “Кулак и фабрикант”

Маяковский считал театр «ареной, отражающей жизнь», и сочинил «Мистерию-буфф» именно как продукт своего времени, как агитку, как пример политической сатиры со всеми положенными признаками: революционной патетикой, экспрессией массовых беспорядков, фарсом площадного балагана.

«Бахрушинский музей передал для экспонирования часть общей установки – карикатурные деревянные фигурки рабочего, генерала, кулака и фабриканта по рисункам Виктора Киселева. Макет был четко поделен на рай и ад. Эти куколки выстраивались в очень характерную мизансцену: часть из них находилась «в раю», часть – «в аду». Это уникальный макет: в нем воспроизведена первая постановка окончательной авторской редакции пьесы в 1921 в Москве, в Театре РСФСР 1-м (ныне ГосТИМ), которую осуществили Всеволод Мейерхольд и Валерий Бебутов. «Мистерию-буфф» ставили очень редко», – рассказала старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского театрального музея Юлия Данилина.

Деталь макета. Киселев В.П. Фигура “Рабочий”

После окончания Строгановского училища Виктор Петрович Киселев в 1913—1917 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1919 г. ненадолго уехал в Рязань, где в художественной мастерской пытался реализовать на практике идеи «производственного искусства». Он буквально ошеломил провинциальную художественную интеллигенцию конструктивистской риторикой: «Искусство — живопись и скульптура — должно быть утилитарно и органически связано с архитектурой… Живописцы и скульпторы в своем воспитании в искусстве должны быть поставлены ближе к технике…Век картин прошел, и на искусство нужно смотреть с той точки зрения, что оно было и прогрессирует, пока не дойдет до конца и не будет иметь исключительно утилитарного применения».

Виктор Киселев вписал свое имя и в историю театра. В 1920-е гг. в Театре Мейерхольда им были оформлены спектакли «Мистерия-буфф» (1921 г.) и «Ревизор» (1926 г.). В 1926—1927 гг. он заведовал монтировочной частью ГосТИМа. Киселев был членом худсовета МХАТа Второго (1927—1928 гг.). Оформил спектакли: «Последняя жертва» А.Н. Островского в Театре им. М.Н. Ермоловой (1932 г.), «Васса Железнова» М. Горького в ЦТКА (1936 г.) и др. В 1928—1929 гг. состоял членом Общества московских художников, был председателем Московской ассоциации художников-декораторов (1929—1932 гг.). Позднее работал в Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. В фондах Бахрушинского театрального музея хранится более 70 работ художника – эскизы костюмов и декораций, макеты для постановок Театра Мейерхольда.

Деталь макета. Киселев В.П. Фигура “Немецкий генерал”

Произведения Виктора Киселева являются частью масштабного фонда ГосТиМ (Театра им. Мейерхольда) Бахрушинского музея. БТМ хранит десятки тысяч экспонатов ГосТиМа: около 2 000 декорационных материалов, более 5 000 негативов, более 7 000 фотографий, свыше 3 000 рукописей, нот и печатных вырезок, более 1 000 книг и журналов из библиотеки ГосТИМа, не менее 2 000 афиш и программ, архитектурные чертежи, гравюры и литографии, макеты и куклы, предметы мемориально-вещевого фонда. В собрании представлены «Зори» (1920 г.), «Мистерия-Буфф» (1921 г.), «Великодушный рогоносец» (1922 г.), «Лес» (1924 г.), «Ревизор» (1926 г.), «Горе уму» (1928 г.), «Клоп» (1929 г.), «Баня» (1930 г.), «Дамы с камелиями» (1934 г.), «Пиковая дама» (1935 г.) и многие другие спектакли Государственного театра им. Вс.Э. Мейерхольда.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» продлится в Центре «Зотов» (Ходынская улица, 2 стр. 1) до 20 октября 2024 года, 6+.

В экспозицию вошло свыше 170 экспонатов, хранящихся в 14 музеях и личных собраниях: более 100 подлинных плакатов «Окна РОСТа», придуманных и созданных Владимиром Маяковским, а также живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, фрагменты кино и спектаклей.

Вернуться к списку новостей
Как
нас
найти
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Адрес

115054, г. Москва

ул. Бахрушина, д. 31/12 стр. 1

ст. м. «Павелецкая»

Часы работы

С 21 марта 2022 года Главное здание

Бахрушинского музея закрыто на реставрацию

Билеты

Стоимость экскурсий
и посещения выставок филиалов
см. в разделе

Посетителям

Экскурсии

Контакты

8 800 7777484

(для регионов)

/499/ 484-77-77 телефон для справок