30 сентября в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина прошёл День архитектуры и театра
10
30 сентября в Театральном музее имени А.А. Бахрушина прошёл День архитектуры и театра, приуроченный к Всемирному дню архитектуры /2 октября/ и организованный совместно с фестивалем АрхиВектор. В рамках фестиваля в музее состоялись две вдохновляющие лекции, посвящённые сценографии и театральной архитектуре.
Первую лекцию в пространстве выставки «Итоги сезона №53» провёл Юрий Хариков, участник выставки, художник-постановщик театра и кино, архитектор по образованию, трёхкратный лауреат премии «Золотая маска», советник художественного руководителя Электротеатра «Станиславский», автор декораций и костюмов более чем к 70 спектаклям. На лекции Юрий Фёдорович рассказал посетителям об истоках театрального искусства, напомнив, что изначально театр в архаическую эпоху Древней Греции выполнял функцию исцеления больных, привезенных в святилище бога Асклепия, и, несмотря на то, что роль театра за несколько тысячелетий поменялась, он по-прежнему является важнейшей опорой духовной жизни человека. Представляя выставку «Итоги сезона», Юрий Хариков подчеркнул, что её существование является потрясающей возможностью для художников разных школ и поколений увидеть работы коллег в одном пространстве и что именно многообразие стилевых решений и авторских концепций формирует многранность и творческое богатство современного театра.
«Итоги сезона» – уникальная ежегодная выставка проектов театральных художников, у которой нет своего постоянного пространства. В 2017 году экспозиция расположилась в конструктивистском здании 30-х гг. XX века – бывшей медсанчасти на Татарской улице, переданной ГЦТМ имени А.А. Бахрушина в июне 2016 года. Благодаря новому пространству «Итоги сезона» перенеслись в область современного искусства, вдохновляющегося архитектурой конструктивизма. В этом году экспозиция «Итогов сезона» представлена вниманию московской публики на беспрецедентно долгий срок: открывшись ещё 27 апреля, выставка продлится до 31 октября.
Следующую авторскую лекцию под названием «Театр и архитектура» провёл Сергей Гнедовский, заслуженный архитектор России, кандидат архитектуры, генеральный директор бюро «Архитектура и культурная политика», автор проекта здания «Мастерской Петра Фоменко», получившего премию г. Москвы и «Хрустального Дедала»[1] в 2008 году. Кроме того, Сергей Викторович – автор проекта реконструкции ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.
На лекции Сергей Гнедовский рассказал слушателям об истории театральной архитектуры, зародившейся в античной Греции. Презентация автора включала архитектурные сооружения греческого и римского театров, историю бродячих комедиантов в эпоху Средневековья, повествовала об особенностях сцены и пространства французского, английского, немецкого, русского и советского театра. Гости лекции смогли узнать, как менялась сцена, зрительный зал в разные периоды истории античной и западноевропейских цивилизаций. Вторую часть лекцию Сергей Викторович посвятил рассказу о своем проекте – здании Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко», снискавшем признание как профессионалов, так и широкого зрителя, и высоко оценённом и любимом самим Петром Наумовичем Фоменко. Сергей Викторович наглядно продемонстрировал различные архитектурные находки данного проекта, их связь с многовековой традиций театральной архитектуры и рассказал, как и почему в новом пространстве смогли быть совершены новые постановочные решения знаменитого режиссёра.
[1] «Хрустальный Дедал» – российская национальная профессиональная премия в области архитектуры, учрежденная в 2001 году Союзом архитекторов России.
Фото: Елена Крижевская