Шекспир в балете. Лекция А. Бартошевича
02
30 января 2017 года в лектории ГЦТМ им. А.А. Бахрушина в рамках многолетнего проекта «Общество “Друзья Большого балета”» состоялся вечер из цикла «Шекспир в балете», посвященный трагедии «Макбет». Ведущим выступил выдающийся литературовед и знаток творчества Шекспира Алексей Бартошевич. Вечер был заявлен как балетный, но сопровождавшая его уникальная видеопрограмма помимо фрагментов из танцевальных постановок «Макбета» включала отрывки из спектакля английского режиссёра Тревора Нанна в шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне, из фильма режиссёра Романа Полански и оперы Дж. Верди в постановке Филлида Ллойда в Королевской опере Ковент-Гарден. Кроме того, Алексей Бартошевич вспомнил ещё несколько «Макбетов», виденных им на сцене, но не снятых на плёнку. Это позволило ведущему максимально широко представить историю версий и интерпретаций шекспировской трагедии.
Алексей Бартошевич отметил, что у сценических воплощений трагедии «Макбет» особая судьба. «В ней много такого, что даёт основание для самых разных трактовок. Хотя бы три существа, которых обычно называют ведьмами. Но в самой пьесе нет этого слова, в ней они названы «вещими сёстрами». И это, конечно, возможность для режиссёров представлять их совершенно по-разному». Алексей Бартошевич напомнил о давнем спектакле Фёдора Комиссаржевского, где ведьмами были старухи-нищенки, а также о постановке Эймунтаса Някрошюса, где ведьмы воплощены в образе весёлых деревенских девчонок. В лучшем, по его мнению, «Макбете» с участием Джуди Денч /Лондон/, где зрители сидели на расстоянии вытянутой руки от актеров, ведьмами были три бродячих пророчицы, одна из которых предсказывала будущее в состоянии эпилептического припадка. Вариантов воплощений этих персонажей множество, но каждый раз это гротеск. «Главный вопрос, – говорит Алексей Бартошевич, – в какой степени ведьмы определяют судьбу Макбета. От того, как решена сцена с ведьмами, зависит атмосфера всего спектакля. Может быть, их главная задача – разбудить зло, дремавшее в нём? В балете Большого театра, поставленном Владимиром Васильевым в 1980-м году, танец ведьм – слепок со средневековой пляски смерти. В спектакле «Макбет» Камы Гинкаса в Финляндии /художник Сергей Бархин/ всё происходит на грани ужаса, здесь мир первобытного племени, живущего в громадной то ли пещере, то ли пропасти».
Следующий герой трагедии, к которому обратился Алексей Бартошевич, – Леди Макбет. Она подталкивает Макбета к убийству, руководствуясь своим пониманием любви, и берет на себя ответственность, выступая «адвокатом дьявола». Здесь возникает перекличка со знаменитой фразой Фёдора Достоевского: «Тварь я дрожащая или право имею». Макбету надо понять, на что он имеет право. А.В. Бартошевич рассказал, что в спектакле Эймунтаса Някрошюса, в котором простые вещи становятся метафорой, Макбет и леди Макбет несколько раз спрыгивают с невысокого круглого стола. Им кажется, что они летят, а на деле падают. «Не всё сводится к простым моральным оценкам, – считает Алексей Бартошевич, – Интересна коллизия, как Макбет, поначалу светлый воин, становится тираном. В балете это передаётся через пластику».
Лучшей Леди Макбет Алексей Бартошевич считает англичанку Джуди Денч. Когда видит, что кровь не смывается с рук, раздается её непередаваемый крик – стон. По мнению критика и исследователя, это образ окровавлености всей Вселенной, образ мира – кровавой трясины. Одно убийство рождает следующие. От крови – к крови. И как по-разному складываются судьбы Макбета и леди Макбет после убийства.
В видео-программе, иллюстрирующей эти события, показан монолог Джуди Денч, которая, не смотря на кран с водой на сцене, не может смыть с рук кровавые следы убийства. Затем балетные постановки и оперная – Людмила Монастырская в Королевской опере Ковент-Гарден. До убийства она – сама твёрдость. Но содеянное её ломает, начинается распад, безумие.
Сцена предсмертного бреда леди Макбет, по мнению Алексея Бартошевича, одна из самых замечательных и для художников – постановщиков, и для актрис. Так, в фильме Романа Полански – на экране необыкновенной красоты обнажённая артистка, у которой прекрасное тело, но больная душа.
Наконец, финал.
Где строят козни и кто пышет злом:
От всех врагов Макбет храним судьбой,
Пока Бирнамский лес не выйдет в бой.
Для Шекспира лес – активное существо, очищающее мир от всяческой нечестии. Лес восстаёт против Макбета и одерживает победу.
«Макбета» почти не ставили в 20 – 40-е годы ХХ века, – рассказал Алексей Бартошевич, закольцевав историю о том, что постановка «Макбета» грозила неудачами всем в ней участвовавшим. В качестве примера он привел невыпущенного «Макбета» в «Современнике» с Игорем Квашой и Галиной Волчек в главных ролях в начале 70-х, после ухода из «Современника» Олега Ефремова. Репетировали долго. А когда спектакль, наконец, был готов, труппа проголосовала против, обвинив постановщика в «холодном эротизме» и отсутствии человеческих судеб (тогда содружество актёров решало все вопросы и проблемы). По мнению Алексея Бартошевича, если бы спектакль все-таки был показан публике, было бы правильнее.
В заключение вечера Алексей Бартошевич поблагодарил Михаила Смондырева, президента «Общества друзей балета», за прекрасную видеопрограмму.