Дмитрий Родионов: наш главный интерес – популяризация литературы о театре
12
8 декабря 2016 г. в музее состоялась III церемония вручения Премии в области литературы о театре «Театральный роман». О Премии рассказывает генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов.
– Дмитрий Викторович, 97 выставок, 500 мероприятий в течение года, Бахрушинский благотворительный фестиваль, благоустройство Главной усадьбы, открытие представительств в регионах – при таком темпоритме зачем музею ещё и своя Премия?
– Наш главный интерес – популяризация литературы о театре. Это одно из направлений научно-исследовательской работы музея. На основе нашей коллекции мы издаём много интересных и разнообразных книг. Но в целом картина в этой области по России очень пёстрая, неоднозначная и носит броуновский характер: Москва и Санкт-Петербург живут в одном ритме, регионы – в другом. Нет обмена информацией о новых изданиях о театре, а эти книги очень важны для просвещённого человека, интересующегося искусством, историей отечественной культуры.
Идея Премии родилась как фактор привлечения внимания читателя к книгам о театре замечательных авторов. Появились люди, которые её поддержали. Попечительский совет Премии во главе с бизнесменом Хуго Эрикссеном нам очень сильно помогает.
– Что можно сказать о географии Премии? Выросло ли за 3 года количество заявок?
– Данные мониторинга, который музей осуществляет в течение года, включают не только столичные, но и региональные издательства. Безусловно, книг стало больше. В 2016 году Экспертный совет рассмотрел порядка 200 книг. В «длинный список» вошли 27 изданий, в «короткий» – 7.
– Каковы критерии отбора экспертами книг в «длинный» и «короткий» списки? Очень трудно не быть субъективным в оценке…
– Книга сама по себе – субъективное явление искусства. Каждый, кто её читает, имеет о ней личное суждение. Тем не менее, есть литература, которую мы называем классикой. По какой-то причине она привлекает многих людей, находящих в ней точки опоры. Также и с Премией. Книги читают профессионалы – ведущие театроведы, искусствоведы, критики. В обсуждении субъективных точек зрения возникает общее сопряжение в выборе книги, достойной внимания Премии. Это единственный критерий, он одновременно субъективный и профессиональный.
– Вы помните первую книгу о театре, которую Вы прочитали? Когда это было?
– В 15 лет, я готовился к поступлению на театроведческий факультет театрального института. Получив список литературы, я впервые стал читать книги о театре, начиная с «Моей жизни в искусстве» Станиславского, заканчивая пьесами Шекспира, Чехова, других классиков.
– Какая сейчас книга о театре с Вами, лежит на столе или сопровождает в дороге?
– На днях за ночь прочитал книгу о Марине Тимофеевне Семёновой, – издание Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подаренное мне ректором Николаем Максимовичем Цискаридзе.
– Изменилось ли Ваше восприятие книг о театре, ведь теперь Вы читаете как профессионал, возможно, больше анализируя и сравнивая с личным опытом?
– Вряд ли. Если книга чем-то привлекает – содержанием, контекстом, талантом автора, его умением выстраивать рассказ или научное исследование, то подпадаешь под её обаяние. Это единственный критерий: или ты её читаешь или после пяти страниц начинаешь скучать и закрываешь.