Чехов – Гинкас – Бархин в «Мастерской Давида Боровского»
06
Три июньских вечера – 8, 15 и 22 июня 2016 г. в мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского», филиале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, были посвящены просмотрам телевизионных версий спектаклей режиссёра Камы Гинкаса «Дама с собачкой», «Чёрный монах» и «Скрипка Ротшильда». Он поставил их в Московском ТЮЗе в содружестве с художником–постановщиком Сергеем Бархиным.
Выставка Бархина – театральных эскизов и макетов, а также работ его сестры Татьяны Бархиной, художника по костюмам, завершилась в «Мастерской Давида Боровского». Если эскизы и макеты, представленные в экспозиции, предлагали статичный взгляд на творчество художника, то созданные им спектакли, увиденные пусть и на экране, – это чудесная возможность понять и оценить, как работает мастер, удачная попытка увидеть волшебство, благодаря которому возникает единый образ спектакля.
Свой проект Кама Гинкас назвал «Жизнь прекрасна. По Чехову». В его замысле три спектакля по трём чеховским рассказам, каждый из которых соответствует определённому времени суток: «Дама с собачкой» – утро, «Чёрный монах» – день, и, наконец, «Скрипка Ротшильда» – вечер или, может быть, тёмная ночь. Все рассказы, скажем так, не хрестоматийны. «Даму с собачкой» Чехов, у которого практически не бывает «хэпи енда», вдруг заканчивает счастливой любовью. В «Чёрном монахе» реалист Чехов ведёт речь о призраке, привидении. Наконец, «Скрипка Ротшильда», пожалуй, самый мрачный из чеховского мрачного, о том, что жизнь убыточна, а смерть прибыльна. Но в своём предисловии к телепоказам Кама Гинкас говорит, что все эти три рассказа об одном и том же: человек рождается талантлив, а потом всё куда-то девается. Об этом, считает режиссёр, и пишет Чехов.
Чтобы превратить прозу в театр, режиссёр придумал замечательный ход: все слова от автора он отдаёт героям. Но чтобы претворить эту идею в жизнь, ему нужен был союзник, ведь одних слов недостаточно. Таким союзником и стал художник. Гинкас – Бархин – одно из самых замечательных содружеств в современном отечественном театре. Это партнёрство не случайно. Их объединило новаторское отношение к стилистике театрального языка, стремление опередить день сегодняшний. Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» – верное тому свидетельство.
Общим было неожиданное решение устроить и сцену и места для зрителей на театральном балконе. Это пространство словно обрывается в чёрную яму зрительного зала, так играются «Дама с собачкой» и «Чёрный монах». Прекрасную провинциалку Анну Сергеевну и респектабельного Гурова художник превращает в полосатых жёлто-синих пляжных человечков, дело-то происходит в Ялте. В самом начале «Чёрного монаха», пока Коврин полон своих прекрасных грёз, сцена, словно травой, засажена павлиньими перьями, которые сам же герой и вырывает с корнем по мере развития действия. Вместо них в финале появится высокая деревянная будка, которую сколачивают из глухих щитов на глазах у зрителей.
В «Чёрном монахе», на сцене, комната героя, вся уставленная смахивающими на лодки деревянными гробами, Яков по кличке Бронза – гробовщик. Он играет на скрипке, но вместо музыкального инструмента у него в руках инструмент плотницкий – пила. Перед собственной смертью вспоминает давно умершего ребёночка и баюкает полено. А когда почти уже умер, ожившая вдруг жена медленно застёгивает ему телогрейку на все пуговицы. Все эти придуманные художником детали и создают спектакль. Ведь театр – это не только «про что», но ещё и «как».
Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову» принесла создателям проекта и занятым в спектаклях актёрам множество театральных премий. Сергей Бархин был награждён «Золотой Маской».
Все три чеховских телеспектакля сняты режиссёром телеканала «Культура» Виктором Безега. Это особое искусство – адекватно и нелинейно перенести происходящее на театральной сцене на небольшой телевизионный экран. В данном случае режиссёр предпочёл сосредоточиться на актёрских работах. Прекрасны и артисты ТЮЗа И. Ясулович, И. Гордин, Ю. Свежакова, другие, а также приглашённые К. Гинкасом В. Кашпур, С.Маковецкий, В. Баринов.
Благодаря этим показам словно бы ожили эскизы и макет Бархина к спектаклю «Дама с собачкой». Интересно отметить и сквозную тему экспозиций, одна за другой представленных в Мастерской, которую можно определить как «Чеховские мотивы». Именно так называлась предыдущая выставка, посвящённая спектаклям по произведениям А.П. Чехова Давида Боровского. Поэтому выбор для показа в интерьере выставки Бархиных именно чеховских спектаклей не случаен. Особенность музея – Мастерской в том, что это, прежде всего, образовательный и просветительский проект.
Автор: Галина Фадеева